Оксана Ястребова является опытным карьерным консультантом, HRD IT-компании и членом клуба молодых предпринимателей России. Как лидер проекта «Траектории карьеры будущего», она направляет свои усилия на поддержку профессионального роста и помощи соискателям в поиске подходящих вакансий. За более чем десять лет в сфере HR она накопила богатый опыт в оценке, подборе и обучении персонала.
В интервью для нашего издания Оксана поделилась своим видением современных трендов в карьерном консультировании, рассказала о запросах бизнеса к HR-специалистам и проанализировала ошибки, которые часто совершают соискатели. Она также предложила ценные советы для тех, кто хотел бы сменить карьеру или улучшить свои шансы на рынке труда.
— Оксана, расскажите, как вы начали свою карьеру в сфере карьерного консультирования?
— В HR-мире более 8 треков карьеры, где можно развиваться. Я лично выходец из направления оценки персонала, затем накапливался опыт подбора, обучения персонала, ведения внутренних коммуникаций и роли HR BP. Все это со временем подкрепилось не одним курсом повышения квалификации: был годовой курс на HRD и полугодовой на HR BP. Но лучше кейсов, которые реализуешь на практике, нет учителя. За более чем 10-летнюю карьеру я видела столько резюме, что мне кажется, это было самым логичным приложением усилий. Моя цель — помочь кандидатам успешно пройти собеседования, найти работу, подходящую под стиль их жизни, и уверенно двигаться по пути профессиональной реализации. Вот обо всем этом и есть карьерный консалтинг.
— В чем сейчас запрос бизнеса к HR-специалисту?
— Современный бизнес ищет в сотрудниках партнёров, а не просто исполнителей. Это предполагает осознание того, что основная цель работы заключается в повышении прибыльности бизнеса через формирование и удержание эффективных команд, а не только в оказании помощи отдельным людям. Важным навыком является умение работать с распределённой и удалённой командой, что становится всё более актуальным в условиях глобализации и развития технологий. Также необходимо понимание особенностей разных поколений, чтобы эффективно взаимодействовать с ними. Ключевым аспектом является внедрение ценностей компании для создания системы удержания сотрудников и повышения их лояльности к бренду. Владение инструментами корпоративного карьерного консалтинга позволяет выстраивать прозрачные карьерные треки внутри компании, что способствует удержанию талантливых сотрудников и их развитию.
— Карьерное консультирование — что за направление и кому необходимо?
— Рынок труда претерпел большие изменения за последние 5 лет, особенно последние 3 года: изменились периоды активного спроса и предложения, поменялось ценообразование, а также переходы то от рынка работодателя к рынку кандидата и обратно. Все это вызывает иногда недоумение не только у тех, кто ищет работу, но и я с коллегами иногда нахожусь в ситуации недоумения. За последние пять лет в области карьерного консультирования возникли отдельные ассоциации, которые объединили профессионалов в этой сфере. Я состою в двух таких ассоциациях, и это совершенно другой уровень взаимодействия. Эти сообщества способствуют не только обмену знаниями и опытом между коллегами, но и предоставляют возможность для взаимного обмена клиентами. Это обогащает менталитет участников и создаёт благоприятную среду для профессионального роста и развития.
— Какой совет вы бы дали человеку, который хочет сменить карьеру, но не знает, с чего начать?
— При выборе работы важно ориентироваться не только на текущие потребности, но и на долгосрочную совместимость со стилем жизни. Это включает оценку корпоративной культуры компании и поиск соответствия с вашими личными предпочтениями и ценностями. Также стоит учитывать, подходит ли вам офисный или гибридный формат работы, чтобы поддерживать комфортный ритм жизни. Не менее важно, чтобы задачи, которые предстоит выполнять, способствовали вашему профессиональному развитию и обогащению опыта. Начинать стоит с аудита ваших soft и hard skills, но наиболее эффективно проводить эту работу вместе с наставником или карьерным консультантом, который поможет объективно оценить ваши навыки и определить вектор дальнейшего развития.
— Есть ли какие-то общие рекомендации по созданию эффективного резюме?
— Есть чек-лист, который бесплатно предлагаю на экспресс-консультациях, он весьма неплохо помогает устранить главные ошибки в составлении продающего резюме. В нем 9 ключевых пунктов, а для более глубокого разбора уже конкретного резюме, конечно, надо общаться в рамках консультации.
— Каковы основные ошибки, которые делают соискатели при поиске работы?
— Одной из основных ошибок является незнание того, что именно ищут соискатели. Если вам нужна стабильная работа, стоит разобраться, что это значит для вас: большая компания, высокий оклад или официальная работа недалеко от дома. В случае, если вам всё равно, чем заниматься, важно определить, в каких сферах вы сможете проявить себя лучше всего, и направить усилия на поиск именно в этих областях. Также соискатели часто полагаются только на себя. Необходимо использовать все доступные знакомства и связи, как личные, так и деловые, и не ограничиваться лишь одним источником, таким как hh.ru. Еще одной распространенной ошибкой является отправка одинаковых откликов всем работодателям. Например, если требуется телеведущий, резюме редактора не привлечет внимания и просто отправится в корзину. Рекомендуется редактировать резюме в соответствии с конкретной вакансией, чтобы повысить свои шансы. Кроме того, важно включать ключевые слова, соответствующие навыкам для выбранной сферы. В противном случае, соискателя просто не заметят. Наконец, отклики на все вакансии подряд — это неэффективная стратегия. Если требуется специалист с пятилетним опытом, а у вас всего год, лучше подумать о том, где ваш опыт будет более актуален, и подготовить резюме вместе с карьерным консультантом.