По словам российской правозащитницы и председателя «Союза Родительских Организаций» Александры Машковой-Благих, современные родители все чаще выбирают формат семейного обучения для своих детей. В разговоре с журналистами издания «СПБ Трибуна» она отметила, что 10–15 лет назад семейное образование было редким явлением, связанное с индивидуальными особенностями родителей и детей. В настоящее время молодые семьи принимают решение о переводе детей на такой формат обучения в связи с низким качеством образования в обычных школах.
— Портрет людей, переводящих своих детей на семейное образование, за последние 15 лет кардинально изменился. Напомню, что такой формат обучения разрешен в нашей стране с 1993 года. 15 лет назад на семейное образование уходили, как правило, по религиозным причинам. Часто это были уникальные талантливые дети, желающие освоить программу в собственном ритме. Также существовал небольшой процент детей командировочных или спортсменов. 10 лет назад типичный портрет семейников — это большая семья с взрослыми родителями и тремя и более детьми. Родители в таких семьях стремились обеспечить своим младшим детям более спокойный ритм обучения и акцентировали внимание на гармоничном воспитании. Как ни странно, образование в таких семьях становилось второстепенным. Возможно, потому что учебные амбиции родители удовлетворяли на первом и втором ребенке. Это была практика, доступная не всем, и, как правило, это были обеспеченные родители, крепко стоящие на ногах, которые стремились создать максимально комфортные условия для своих младших детей, — рассказала Машкова-Благих.
Общественный деятель отметила, что картина семейников полностью поменялась около 4–5 лет назад.
— Теперь на семейное образование стали массово уходить молодые семьи с одним ребенком. Возникло огромное количество родителей, которые только родили первенца и уже готовят его к семейному образованию, отказываясь от государственной системы. Почему? Причина кроется в низком уровне качества образования и крайне неэффективном расходовании времени ребенка и родителей. То есть при возросшей часовой нагрузке качество уроков и качество знаний у детей все ниже и ниже. И к этому плюсуется совершенно нездоровая обстановка, в которой отсутствует уважение и к учителю, и к родителю, и к ребенку. Тенденция перехода на семейное образование нарастает с каждым годом. И уже появились первые современные выпускники такого формата обучения. Оказалось, что они весьма успешны по жизни, более конкурентоспособны и владеют предметами сильно выше сверстников. Собственно, поэтому молодые родители уже стали смотреть на семейное образование как на единственный возможный вариант эффективного обучения для своих детей, — подчеркнула Машкова-Благих.