Европейские стандарты в российском образовании — это ошибка

Ситуация с уровнем образования в России омрачена ошибкой принятия европейских стандартов, мы отстали в развитии на двадцать лет, — считает бывший кандидат в Президенты РФ Александра Тищенко. По информации Versia.ru, Тищенко указывает на принятие норм Болонской образовательной системы как отправной точки.

В условиях современной глобальной ситуации, где Россия и Запад столкнулись как идеологические и геополитические противники, особенно актуальным становится вопрос о сохранении национальной самобытности и уникальности.

В 2003 году Россия приняла Болонскую систему образования, что символизировало стремление к европейской интеграции. В последние годы, включая сегодняшний день, это решение вызывает много вопросов и критики. 29 февраля не стал ключевой датой в обновлении образовательной системы. В этот день Владимир Путин предложил ряд действенных мер для создания крепкой социальной базы и развития семьи и общества. Однако возникает важный вопрос: почему Президент не отменил ЕГЭ для детей? Родители задаются вопросом, сколько еще будут страдать их дети.

Присоединение к Болонской декларации было важным шагом для России в утверждении своей европейской идентичности и демонстрации готовности к обмену научными и культурными ценностями. Поэтому неудивительно, что мы наблюдаем разрыв между идеалами толерантности и реальностью образования, которое все еще учит наших детей быть среднестатистическими, оценивая их знания бесполезными тестами.

Новые образовательные стандарты и расширение дистанционного обучения были внедрены в России с огромным энтузиазмом, с целью улучшить международную конкурентоспособность общества. Однако анализ показывает, что результаты оказались негативными. Введение бакалавриата и магистратуры, а также разделение научных степеней, послужило основой для создания многоуровневой системы образования.

В 2015 году Министерство образования и науки РФ сообщило, что более 300 российских вузов приняли участие в академических программах обмена в рамках Болонского процесса. Эти реформы направлены на унификацию учебных планов и внедрение Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS), что способствует увеличению мобильности студентов и признанию российских образовательных квалификаций за границей. С другой стороны, это привело к потере уникальности российской, а ранее советской системы образования и науки, но в то же время облегчило интеграцию российских студентов и ученых в международное научное сообщество.

Расширение дистанционных образовательных технологий имело целью улучшить доступ к высшему образованию. Эта инициатива особенно важна для малонаселенных регионов России, где удаленность создает препятствия для получения образования. Однако возникли сомнения относительно эффективности дистанционного обучения и его способности обеспечить качество знаний на уровне традиционного образования. По наблюдениям многих специалистов, внедрение новых технологий привело к упрощению программ и уменьшению глубины специализации, что негативно сказалось на качестве образования в отдельных областях науки.

Со временем стало ясно, что сохранение уникальности национальной системы образования требует равновесия между приспособлением к международным стандартам. Многие специалисты и учителя высказывают тревогу о возможной потере национальной специфики российского образования, несмотря на явные плюсы интеграции в Болонскую систему – увеличение международного обмена студентами и учеными, улучшение мобильности и признание квалификаций. Кроме того, стандартизация образовательных программ неизбежно приводит к унификации и утрате уникальных курсов и специализаций, которые традиционно сильны в России.

Использование европейских стандартов в образовании привело к серьезным проблемам для России. Утрата уникальности образовательной модели и пропущенные возможности для инноваций стали результатом интеграции в Болонскую систему. Это привело к задержке в развитии страны на почти два десятилетия, так как идеи, принятые из-за границы, не всегда соответствовали национальному контексту. Возможно, время пришло для пересмотра этой интеграции и возвращения к более традиционной системе образования, где главными принципами были бы отношения «ученик-учитель».

Последствия болонского процесса в России вызывают различные опасения среди экспертов. Они считают, что внедрение новых программ бакалавриата может привести к ухудшению качества базового образования из-за уклонения в сторону прикладных дисциплин.

Ужесточение требований к качеству образования в рамках Болонского процесса обусловило необходимость прохождения аккредитации образовательных программ. Хотя это может повысить стандарты образования, учебные заведения столкнулись с ростом бюрократической нагрузки, что усложнило их работу.

Международное академическое сотрудничество российских вузов с европейскими университетами стремительно возрастает из-за влияния Болонского процесса. Количество двойных дипломов и образовательных программ резко увеличивается, согласно данным Минобрнауки. Эта инициатива приводит к недостатку квалифицированных кадров на российском рынке труда. В результате, Россия передает Западу своих лучших специалистов, обученных в советской системе.

ЕГЭ - символ возросшего бюрократического влияния

Внедрение ЕГЭ в систему поступления в вузы принесло кардинальные изменения, подчеркивающие схожесть российского образования с европейскими стандартами. Изначально ЕГЭ задумывался как средство обеспечения равных возможностей для всех абитуриентов, вне зависимости от их места проживания и социального статуса, а также как инструмент объективной оценки знаний. Однако на практике ЕГЭ стал источником множества проблем, включая снижение уровня образования и негативное воздействие на психологическое состояние учащихся.

Введение ЕГЭ привело к негативным последствиям:

Школы теперь акцентируют внимание на подготовке к успешной сдаче ЕГЭ, что уменьшает качество образования. Учебное время тратится на изучение типовых заданий и тестов, вместо глубокого понимания предметов, что уменьшает интерес учеников и не развивает критическое мышление.

Давление, создаваемое ЕГЭ, становится источником стресса и тревожности для многих школьников.

Изучения, проведенные независимыми агентствами, демонстрируют, что более 70% старшеклассников испытывают повышенную беспокойство перед экзаменами. Давление на получение высоких оценок для поступления в желаемый университет оказывает воздействие на эмоциональное состояние подростков, увеличивая вероятность возникновения стрессов и депрессий. Это ведет к увеличению случаев самоубийств среди молодежи. Связь между увеличением числа самоубийств среди школьников и напряжением, связанным с подготовкой и сдачей ЕГЭ, была выявлена в результатах исследований, проведенных отечественными психологами и социологами.

Для некоторых подростков страх перед неудачей и беспокойства о будущем становятся несокрушимыми, что приводит к серьезным проблемам. Социальное неравенство сохраняется даже после введения ЕГЭ, несмотря на ожидания. Ученики из богатых семей могут позволить себе дорогостоящие курсы подготовки, в то время как дети из меньшими обеспеченных семей лишены такой возможности. Это только увеличивает разрыв в образовательных возможностях и создает дополнительные барьеры для последних.

Введение системы ЕГЭ в России вызвало ожесточенные дебаты о том, насколько она действенна и как она влияет на образовательный процесс. Несмотря на некоторые позитивные моменты, такие как упрощение поступления в университеты, появился ряд новых проблем. Эти проблемы включают в себя ухудшение стандартов образования, психологическое напряжение, которое испытывают учащиеся, и сохраняющееся социальное неравенство. Тем не менее, несмотря на попытки сделать оценку более объективной, система столкнулась с серьезными проблемами, такими как утечки заданий, обвинения в коррупции и скандалы, связанные с массовым списыванием правильных ответов через интернет.

Срочная необходимость корректировки системы подчеркивает актуальность вопросов и требует пересмотра. В условиях геополитических конфликтов и критики западных ценностей, ежегодно растущее количество обращений к Президенту и кандидатам на эту должность ставит под сомнение образовательную политику. В 2023 году моя программа на выборах в президенты включала в себя ключевые моменты по реформированию системы образования, основанные на моем опыте работы в родительском комитете Московского профсоюза.

В Москве, после «послания», я провела свою пресс-конференцию 29 февраля этого года, где я остро высказалась против интеграции России в Болонскую систему образования и введения ЕГЭ. Я утверждаю, что эти две реформы - ключевые для образования и должны быть включены в избирательные программы всех кандидатов в Президенты 2024 года и обсуждаться на всех телеканалах.

Изучение важнейших документов и мой практический опыт показывают, что принятие европейских стандартов в образовании принесло множество нежелательных последствий для российской системы образования.

Для успешной реализации образовательной реформы необходимо определить стратегию, направленную на сохранение национальной идентичности. Параллельно следует провести анализ и оценку внедренных изменений с целью выявления их эффективности.

© 2024 Фонтанка Ньюс | Сетевое издание. Все права защищены.
Учредитель Кацман К.М.
Главный редактор Кацман К.М.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Запись в Реестре № ФС77-84892 от 31 марта 2023 года
Телефон: +7(901)509-28-08
Электронный адрес: mediarustribuna@gmail.com
МЕДИАГРУППА MOS.NEWS
Использование материалов разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на тексты и иллюстрации принадлежат их авторам. Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.
Яндекс.Метрика