Анастасия Болотникова является яркой представительницей музыкального мира, чья карьера началась с неожиданного визита на урок вокала в возрасте 11 лет. С тех пор она прошла долгий путь, став солисткой коллектива «Джаз-Капелла» и окончив магистратуру Российской академии музыки имени Гнесиных. Сегодня Анастасия не только успешная певица, но и педагог, основатель школы вокала STAGE. Она помогает ученикам выпускать авторские песни и выступать на лучших сценах Москвы.
В интервью нашему изданию Анастасия рассказывает о своем пути, близких ей музыкальных жанрах, методиках преподавания и важности постепенного развития в обучении вокалу.
— Анастасия, расскажите о своем музыкальном пути и как вы пришли к преподаванию вокалом?
— Я попала в мир музыки случайно, когда в 11 лет пошла на урок вокала с подругой. Меня прослушали и предложили стать солисткой коллектива «Джаз-Капелла». Преподаватель этого коллектива, Гашев Леонид Иванович, стал моим проводником в мир музыки. Именно он подготовил меня к вступительным экзаменам в музыкальный колледж и аккомпанировал на прослушивании. В Сургутском музыкальном колледже мне повезло учиться у заведующей кафедрой эстрадного пения Фёдоровой Ольги Александровны, которая основала первое и на сегодняшний день единственное отделение эстрадного пения. После выпуска из колледжа я переехала в Москву и завершила свое музыкальное образование, получив диплом магистратуры с отличием в Российской академии музыки имени Гнесиных. Я начала преподавать еще в колледже, когда знакомая попросила подготовить ее к выступлению. Я с удовольствием помогла ей, и выступление прошло успешно. Тогда у меня появилась идея заниматься преподаванием, что в итоге привело к созданию собственной школы вокала STAGE. В нашей школе не только обучают вокалу, но и выпускаются авторские песни на все стриминговые платформы. Ученики дают сольные концерты, а самое интересное: мы обеспечиваем сценическую реализацию всем обучающимся на лучших сценах Москвы. Последний концерт успешно прошел на сцене знаменитого клуба «16 тонн». А уже в октябре этого года мы будем праздновать день рождения школы.
— Какие жанры музыки вам наиболее близки и почему?
— Ближе всего мне жанр поп-рок. В детстве меня особенно впечатлила альтернативная музыка, в частности саундтреки из фильмов «Брат», «Сёстры», «Бумер». Именно в этом жанре я начала писать свои песни, когда стала взрослой. Мне близка энергия поп-рока, и он полностью отражает мое внутреннее состояние и чувственное восприятие жизни. Это моя суть в мире музыки. Этой осенью я представлю миру свой новый трек в жанре поп-рок.
— Как вы сочетаете выступления на сцене с преподавательской деятельностью?
— Я не вижу никаких проблем в совмещении преподавательской деятельности и выступлений. Я умею профессионально балансировать между реализацией на сцене перед зрителями и передачей знаний своим ученикам. Этот баланс в значительной степени помогает мне. Объясняя материал, я освежаю в памяти многие моменты для себя, а выходя на сцену, получаю новый опыт, который затем могу передать своим дорогим ученикам. Кроме того, я являюсь для них примером активного участия на сцене. Наша профессия практическая, и одной теорией не обойтись.
— Какие методики вы используете в обучении своих учеников вокалу?
— Я представляю методику обучения вокалу Estill Voice Training, разработанную американским педагогом Джо Эстилл. Эта методика имеет научную основу. Ее создатели проводили исследования, используя научные методы и оборудование, что позволяло увидеть работу голосовых связок и других вокальных структур. Методика основывается на раздельной тренировке элементов вокального аппарата, таких как гортань, язык и нёбо. В ней используются различные режимы смыкания голосовых связок — от легкого до плотного — с акцентом на безопасное развитие голоса. Я всегда говорю своим ученикам, что вокал — это не магия, а осознанное пение, основанное на знании анатомии и мышечных ощущениях.
— Что вы считаете самым важным в обучении вокалу начинающих певцов?
— В обучении начинающих певцов я считаю самым важным комплексное и постепенное развитие. С течением времени количество занятий, повторений и самостоятельных репетиций превращается в качество и мастерство. Как и в медицине, у нас есть принцип «Не навреди». Я часто вижу, что в рекламе своих курсов псевдо-педагоги обещают «научить петь за пару уроков», но это невозможно. Обучение вокалу требует времени, как и процесс созревания ребенка, который длится девять месяцев.
— Какие основные ошибки делают новички в вокале и как их избежать?
— Помимо технических ошибок, у начинающих вокалистов одной из главных проблем является неумение правильно петь на русском языке. Часто слова произносятся нечетко, и мода на «сжеванный» русский язык становится серьезной ошибкой. Исправить это помогает наслушанность качественной музыкой, такой как советская эстрада и исполнители современной эстрады с профессиональным образованием, а также обучение под руководством специалиста.
— Как вы поддерживаете свой голос в форме, и какие советы можете дать по уходу за голосом?
— Существует такой термин, как гигиена голоса. Это свод правил, помогающих заботиться о своем вокальном инструменте. Включает в себя здоровый сон, поддержание ментального здоровья, соблюдение водного баланса, избегание переохлаждения, проведение распевок перед исполнением произведений, а также обязательное посещение фониатра — врача, специализирующегося на голосовых связках.
— Какие достижения в вашей музыкальной карьере вы считаете наиболее значимыми?
— Успешное обучение в Академии Гнесиных, участие в «Славянском базаре» и овладение навыком сонграйтера стали важными этапами на моем музыкальном пути. Самое долгожданное — я нашла свой жанр музыки и тот самый инструмент воздействия на зрителя. Теперь я понимаю, через какой образ буду действовать, какие смыслы поднимать и какое позиционирование использовать.
— Как вы видите будущее музыкальной индустрии и роль преподавателей вокала в этом контексте?
— Как современная музыкальная индустрия отличается от советской, так и будущая будет отличаться от сегодняшней. Эстрадное искусство — это искусство коммуникаций, и оно всегда отражает реальность. Какие исторические события будут сопровождать будущий день, какие приоритеты будут у будущего человека, такой и будет завтрашняя музыкальная индустрия. Как и сейчас, в будущем очень важна роль преподавателя вокала. У профессионального спортсмена есть тренер, который отслеживает его прогресс и поддерживает в тонусе, и у профессиональных, продолжающих и начинающих артистов должен быть педагог. Я надеюсь, что роль преподавателя вокала немного трансформируется. Многие преподаватели штампуют профессиональных каверщиков, но каждому из нас нужно определиться, кем ему быть: эхом или голосом. Существует множество авторов, хорошо пишущих свои песни, но плохо исполняющих их. Однако детальная проработка собственного материала — это немаловажный этап на пути к становлению артиста, представителя музыкальной индустрии.
— Какие советы вы бы дали тем, кто только начинает свой путь в музыке?
— Начиная свой путь в музыке, найдите своего преподавателя. Я это знаю не понаслышке, я поменяла очень много преподавателей. С кем-то мы попрощались из-за переезда или смены учебного заведения, с кем-то из-за разных взглядов на музыку. Это не значит, что кто-то был плох или я принимала неправильные решения, это лишь значит, что я искала своих людей. Ваш преподаватель должен уметь объяснять сложные вещи простым языком, у вас должно быть развитие, в классе должны быть позитивные морально-погодные условия, никакого крика, критики и подавления творческой инициативы. Но самый главный совет: преподаватель – это лишь стенка, на которую вы можете опереться, самая главная работа от вас. Это постоянные репетиции, постоянный анализ себя в музыке, продумывание образов и своей концепции, это как активная практика – выступление на сцене, так и пассивная практика в качестве зрителя на концерте других исполнителей.