В эксклюзивном интервью для нашего издания Юлия Селиванова, клинический психолог и НЛП-мастер, поделилась своим опытом и наблюдением.
Юлия особенно выделяет значимость индивидуального подхода, утверждая, что учет личных характеристик каждого человека делает терапию более продуктивной и способствует снижению уровня стресса.
В интервью она рассказала о методах, которые помогают укрепить психологическое здоровье и достичь внутренней гармонии, предлагая полезные советы и ценные инсайты.
— Юлия, каким образом вы решаете проблемы ваших клиентов?
— Моя задача состоит в том, чтобы с помощью профессиональных инструментов, практик и техник помочь человеку увидеть настоящую глубинную проблему. А также сделать так, чтобы найденные пути и способы решения работали в реальной жизни, за пределами кабинета. После завершения психотерапии мои клиенты умеют справляться с различными сложностями самостоятельно.
— Как вы определяете личностные качества своих клиентов и используете ли их в работе?
— Качества человека хорошо видны в беседе с ним. О чем-то можно спросить прямо, при доверительных отношениях это нормальная практика. В работе я использую все данные о клиенте. Это помогает сделать процесс эффективнее и уберечь клиента от дополнительных переживаний. Эти знания помогают эффективно поддерживать клиентов в сложных ситуациях: каждому нужен свой подход. Одному важно ощущать физическую поддержку, а другому это может быть неприятно. Для кого-то юмор является облегчением, а для другого — признаком несерьезности.
— Какими методы вы используете для борьбы со стрессом, и что для вас значит понятие — психологическое самоуправление?
— Хочется ответить, как в анекдоте: «Я не напрягаюсь». Но стрессу подвержены все, мы все живые люди, и психологи тоже, со своими мыслями, чувствами и переживаниями. Мне помогают различные способы саморегуляции и восполнения ресурса. В тяжёлом стрессе я люблю просто быстро идти, «выхаживаю» негатив. Дыхательные практики, медитация и творчество, например, игра на пианино для выпуска эмоций оказывают мне значительную поддержку в борьбе со стрессом. Дополнительно положительный эффект приносят прогулки на свежем воздухе и взаимодействие с домашними питомцами.
— Как часто вы участвуете в конференциях или семинарах, чтобы узнать о последних тенденциях и методах работы в психологии?
— Я убеждена, что у меня такая профессия, которая предполагает постоянное обучение. Несколько раз в год я прохожу обучение — от очередного диплома до семинаров, посещаю проверенные места и обучаюсь у специалистов, которым доверяю. Смотрю открытые лекции коллег. Состою в нескольких профессиональных сообществах, где тоже происходит обмен опытом.
— Как вы находите подход к клиенту, который не хочет искать и решать свои проблемы?
— Помощь психолога — дело добровольное, насильно причинять добро непрофессионально. Если человек обратился, то он хочет найти и, возможно, решить проблему. Однако столкнуться с сопротивлением можно. Вроде проблема уже почти разрешена, и тут возникает страх перед новым, перед ответственностью, или появляется какая-то другая причина. Мы решаем это на психологической сессии, находим причину «нежелания», и клиент принимает решение: продолжать менять свою жизнь или оставить все как есть, потому что у него есть на то весомый аргумент. Независимо от того, как проходят встречи, и какие вопросы решает клиент, важно экологично помочь ему принять и усвоить желаемое. Главное, чтобы он мог применять всё это в своей жизни самостоятельно, без присутствия психолога.